Главная Карта сайта Обратная связь Закладки

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 12 гостей 
Главная Материалы по дисциплинам Маркшейдерские работы при разработке месторождений открытым способом Маркшейдерские работы при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Руководство по изучению дисциплины.

«Маркшейдерские работы при открытой разработке месторождений полезных ископаемых».
Руководство по изучению дисциплины.

для студентов по направлению подготовки специалистов 130400 «Горное дело» специализации «Маркшейдерское дело»

ФГБОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.С. Черномырдина

Кафедра «Маркшейдерское дело и геодезия»

Васильев А.А.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Получение студентами умения создавать и применять маркшейдерско-геодезические и горно-геометрические методы и средства наиболее полной и комплексной разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом, эффективные и безопасные методы ведения горных работ, охраны недр и окружающей среды при проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации горного предприятия.

Проектирование, планирование и организация работ по созданию опорных маркшейдерско-геодезических сетей, разбивке и съемке сооружений различного назначения.

Решение маркшейдерских и горно-геологических задач при строительстве, планировании, эксплуатации, проведении детальной и эксплуатационной геологической разведки и изысканиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части С3.В.1.4 профессионального цикла и является профилирующей для данной специальности.

Для усвоения курса необходимы знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Высшая математика», «Физика», «Общая электротехника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Методы и средства измерений».

Для изучения данной дисциплины в результате освоения предшествующих дисциплин студенту необходимо

    знать:
  • общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных вопросов;
  • статистические методы обработки экспериментальных данных;
  • природу колебаний и волн.
    уметь:
  • применять математические методы, физические и химические законы и вычислительную технику для решения типовых профессиональных задач;
  • пользоваться таблицами и справочниками;
  • ориентироваться в пространстве, определять координаты объектов, наносить их на планы, карты и разрезы;
  • собирать и обрабатывать фондовую и опубликованную геодезическую информацию;
  • умение грамотно логично излагать мысли, использовать иностранный язык в профессиональной деятельности, разрабатывать и вести техническую документацию;
    быть готовым:
  • к пониманию способов осуществления основных технологических процессов получения наземной и аэрокосмической информации о состоянии окружающей среды и горно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
  • к обработке наземной и космической информации с использованием компьютерных и ГИС-технологий.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе изучения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

  • готовность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
  • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);
  • готовность к активной творческой профессиональной и социальной деятельности, обеспечивающей прогресс общества (ОК-1, 13, 17);
  • умение оценивать исторические и современные процессы и проблемы общественной жизни страны, диалектически мыслить (ОК-1,16, 20).

Профессиональные компетенции в производственно-технологической деятельности:

  • готовность осуществлять различные виды маркшейдерско-геодезических съемок, привязку своих наблюдений на местности, составлять, схемы, карты, планы (ПК-13);
  • умение принимать профессиональные решения с учетом их технических, экономических, экологических и социальных последствий и требований этики (ОК-4,5,8,14,20);

в научно-исследовательской деятельности:

  • готовность устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулировать научные задачи по их обобщению (ПК-21);
  • уметь подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • устройство и принцип действия маркшейдерских приборов (ПК-1.3);
  • основы теории Земли (ПК-5);
  • программы и принципы построения государственной геодезической сети (ПК-6);
  • спутниковые технологии позиционирования и дистанционного зондирования (ПК- 1,10);
  • принципы маркшейдерского обеспечения безопасности работ (ПК-12);
  • маркшейдерские задачи и методы их решения (ПК-14);
  • методы оценки количества и качества запасов месторождений полезных ископаемых (ПК-15, ПСК-4-6);
  • правовую и нормативную основы охраны недр и рационального природопользования (ПК-16);

уметь:

  • выполнять сгущение государственной опорной сети (ПК-17);
  • выполнять построение опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках (ПК-18);
  • разрабатывать проекты и выполнения натурных наблюдений, рекомендации по их применению, обработке и интерпретации их результатов (ПК-19);
  • определять показатели полноты и качества извлечения полезных ископаемых при недропользовании (ПК-20);
  • осуществлять оценку и учет запасов (ПК-23, ПСК-4-6);

владеть:

  • приемами производства маркшейдерских работ (ПК-24, ПСК-4-2);
  • особенностями применения специальных технологий выполнения натурных определений пространственно-временных характеристик состояния земной поверхности и недр (ПК-25);
  • приемами перспективного и текущего планирования и маркшейдерского контроля состояния горных выработок и земной поверхности на всех стадиях освоения недр (ПК-26, ПСК-4-4);
  • приемами разработки, обоснования и применения методов расчета и оценки устойчивости горных выработок (ПК-28, ПСК-4-6).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности 130402 «Маркшейдерское дело».

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины – 150 часов, составляет 4 зачетные единицы (ЗЕТ), 5-й курс, 9,10 семестры. Форма обучения - заочная.

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость дисциплины 150
1. Аудиторные занятия (всего) 28
в том числе:  
Лекции (Л) 16
Практические занятия (ПЗ) 4
Лабораторные работы (ЛР) 8
Семинары и консультации  
Контроль самостоятельной работы (КСР) 1
2. Самостоятельная работа (самостоятельное изучение тем, проработка и повторение лекционного материала и материалов учебников, подготовка к практическим занятиям) 122
в т.ч. курсовой проект (КП) 1
   
Вид итогового контроля Экзамен

4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и бюджет времени студента на освоение разделов.

№ п\п Наименование раздела Лекции,
час
Практ.
занятия,
час
Лабор.
работы,
час
Самост.
работа,
час
1 Содержание и задачи маркшейдерской службы 1 - - 8
2 Создание опорного и съемочного обоснования 3 - 2 22
3 Маркшейдерское обеспечение буровзрывных работ 2 1 2 18
4 Маркшейдерские работы при экскавации горной массы, учет объемов работ 4 1 1 20
5 Маркш. работы при транспортировании пород 2 1 1 18
6 Маркш. работы при гидравлических разработках 2 - - 16
7 Перспект. и текущее планирование горных работ 2 1 2 20
  Контроль усвоения знаний     экзамен
  Итого 16 4 8 122

4.3. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Содержание и задачи маркшейдерской службы (1 час)

Основные задачи маркшейдерской службы при разведке, проектировании, строительстве горных предприятий и разработке месторождений полезных ископаемых. Значение маркшейдерской службы в организации безопасного ведения горных работ и рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Создание опорного и съемочного обоснования (3 часа)

Маркшейдерские опорные (плановые и высотные) и съемочные сети на карьерах, приисках. Способы развития сетей: аналитический, засечки, теодолитные ходы, створные линии, эксплуатационная сетка. Высотное обоснование. Создание специальных маркшейдерско-геодезических сетей (СГС) с применением спутниковой аппаратуры ГЛОНАСС, GPS.

Тема 3. Маркшейдерское обеспечение буровзрывных работ (2 часа)

Маркшейдерское обеспечение буровзрывных работ. Планирование буровзрывных работ, составление проекта для выноса в натуру и контроль за исполнением. Количественная оценка взрыва. Документация, учет, отчетность.

Тема 4. Маркшейдерские работы при экскавации горной массы, учет объемов работ (4 часа)

Маркшейдерские работы при экскавации горной массы. Контроль за исполнением технических параметров ведения горных работ. Маркшейдерский учет объемов горной массы, виды учета. Потери и разубоживание полезного ископаемого.

Тема 5. Маркшейдерские. работы при транспортировании горных пород (2 часа)

Маркшейдерские работы при транспортировании горных пород. Проектирование путей, станций, разбивочные работы. Специфика маркшейдерских работ при автомобильном, непрерывном транспорте и на воздушно-канатных дорогах.

Тема 6. Маркшейдерские. работы при гидравлических разработках (2 часа)

Маркшейдерские работы при гидравлической разработке, скреперно-бульдозерном и экскаваторном способах разработки россыпей.

Тема 7. Перспективное и текущее планирование горных работ (2 часа)

Принципы планирования на горном предприятии. Виды и этапы планирования. Техническая документация горного предприятия: геологическая, технический проект и календарный план разработки месторождения. Исходные данные для планирования. Параметры планирования, методика их расчета.

Горно-графическая документация при планировании горных работ. Контроль и анализ выполнения утвержденного плана горных работ.

5. Лабораторные и практические работы
(выполняются под руководством преподавателя)

Цель практических и лабораторных занятий – привить студентам навыки решения маркшейдерских задач при создании опорного и съемочного обоснования, подсчете выполненных объемов вскрышных и добычных работ, при обработке измерений на наблюдательных станциях, а также при пользовании учебной, справочной и методической литературой.

Лабораторные занятия должны охватывать основные разделы дисциплины.

    Примерный перечень лабораторных работ:
  1. Изучение содержания маркшейдерских планов разрезов угольных и рудных карьеров.
  2. Расчет элементов и графические построения при проведении траншей и разбивки транспортных путей на карьере.
  3. Планирование добычи, вскрыши и переходных запасов на карьере.
  4. Вертикальная планировка промышленной площадки, графические построения, подсчет объемов земляных работ.
  5. Составление схемы наблюдательной станции.
  6. Расчет сдвижений и деформаций земной поверхности.
  7. Обработка результатов инструментальных наблюдений на станции с применением ЭВМ.
  8. Предрасчет ожидаемых сдвижений и деформаций земной поверхности при выемке полезного ископаемого.
  9. Расчет устойчивости откосов и бортов карьеров.
  10. Определение расчетных и горно-технических показателей к плану развития горных работ. Составление графической части плана.

6. Курсовое проектирование

Самостоятельная работа студентов – СРС

6.1. Задание на курсовое проектирование

Курсовой проект по маркшейдерским работам при разработке месторождений открытым способом выполняется после изучения соответствующих разделов курса. Он в полной мере должен отразить полученное задание и показать, насколько правильно и оперативно студент может решать практические задачи. Как правило, курсовой проект выполняется студентом на материале того предприятия, на котором он работает.

    Курсовой проект включает в себя следующие разделы:
  1. Общая характеристика месторождения и предприятия.
  2. Маркшейдерские работы на предприятии.
  3. Специальный раздел с выводами рекомендациями для практического использования и внедрения в производство.

В первом разделе приводятся общие сведения о районе месторождения, его климатических и орогидрографических условиях, экономико-географическое положение; краткая геолого-гидрогеологическая характеристика участка, подлежащего отработке карьером, прииском; запасы месторождения на момент составления проекта (условно); плановые и фактические нормативы потерь и разубоживания; краткое описание системы вскрытия и разработки.

Общий объем раздела 7-8 стр. рукописного текста на листах размером 20х30 см.

Так как дальнейшие проектные работы будут выполняться на конкретном материале предприятия, к проекту прилагаются следующие графические материалы (на кальке или ксерокопия): геологическая карта, геологические разрезы вкрест и по простиранию, схема вскрытия, план горных работ данного горизонта шахты или сводный план карьера.

Во втором разделе дается критическая оценка маркшейдерских работ на предприятии и соответствие их требованиям «Технической инструкции по производству маркшейдерских работ».

Приводится методика создания опорного и съемочного обоснования, анализ точности съемок горных работ, определяются погрешности подсчета запасов, рассматриваются вопросы устойчивости уступов и бортов карьера.

Студент должен критически отнестись к методике маркшейдерских работ, принятой на предприятии, дать ее характеристику, отметить положительные и отрицательные стороны, дать рекомендации по рационализации маркшейдерского обеспечения.

Объем раздела 10-12 стр. рукописного текста. К разделу прилагаются графические документы в наиболее удобном масштабе.

Третий раздел составляет специальная часть проекта. Выбрав тему специальной части студент согласовывает ее с кафедрой. Выбирать тему следует с таким расчетом, чтобы она впоследствии могла стать темой специальной части дипломного проекта. В этом случае студент по заданию и под руководством преподавателя кафедры ведет на своем предприятии научно-исследовательскую работу прикладного характера и внедряет ее в производство.

6.2. Примерная тематика курсовых проектов

  1. Проект маркшейдерских работ при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
  2. Маркшейдерские работы при проходке капитальных и разрезных траншей.
  3. Проект наблюдательной станции и анализ устойчивости уступов и бортов карьера.
  4. Создание и развитие опорного и съемочного обоснования на карьере.
  5. Маркшейдерское обеспечение буровзрывных работ.
  6. Маркшейдерские работы при подводной добыче полезных ископаемых.
  7. Маркшейдерские работы при дражной разработке россыпных месторождений.
  8. Выбор метода замеров и подсчета объемов в условиях данного карьера.
  9. Перспективное и оперативное планирование вскрышных и добычных работ.

Возможны и другие темы проектов по решению кафедры.

6.3. Оформление курсового проекта

  1. Курсовой проект должен быть выполнен на листах бумаги формата 20х30 см на одной стороне и переплетен в тетрадь. С левой стороны оставляются поля для подшивки, с правой - для замечаний (по 2 см).
  2. Чертежи выполняются на чертежной бумаге, обязательно тушью и в соответствии с требованиями Технической инструкции и Единых условных обозначений.
  3. На титульном листе делается надпись в соответствии с образцом.
  4. Обязательные требования к проекту: лаконичность и конкретность.

После положительной рецензии проект подлежит защите на кафедре.

Образец выполнения титульного листа проекта :

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕСИТЕТ
имени В.С. Черномырдина

Кафедра маркшейдерского дела и геодезии

МАРКШЕЙДЕРСКОЕ ДЕЛО

Курсовой проект

Тема: Проект реконструкции опорной сети на месторождении «Сухой Лог»

Студент И. И. Иванов, шифр 8003 256
Домашний адрес: 425480, г. Углич,
ул. Весенняя, д, 19, кв. 56.

Курсовой проект зачтен
с оценкой _____________________
Преподаватель _________________
" ____" __________________201_ г

 

Москва - МГОУ - 20__.

7. Образовательные технологии

Методы и формы активизации деятельности Виды учебной деятельности
ЛК ПЗ СРС
Дискуссия x x  
IT-методы x   x
Командная работа   x  
Индивидуальное обучение   x x

Дискуссии организуются преподавателем как на лекциях, так и на лабораторных занятиях по вопросам, имеющим альтернативные решения.

IT-методы применяются в виде презентаций лекционного материала и использования Интернет-ресурсов при самостоятельной работе студентов.

Командная работа осуществляется при выполнении лабораторных работ и обсуждении их результатов учебной группой, в том числе для получения ответов на поставленные вопросы.

Индивидуальное обучение достигается многовариантностью заданий на самостоятельную работу и изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение.

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

8.1. Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каковы задачи маркшейдерской службы при разведке месторождений, проектировании и строительстве горных предприятий, при разработке месторождений?
  2. Какова организация маркшейдерской службы в горной промышленности, при строительстве городских подземных сооружений, тоннелестроении?
  3. Какова роль маркшейдерской службы в вопросах охраны недр и рационального ведения горных работ, техники безопасности и охраны труда?
  4. Назовите объекты маркшейдерских съемок при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
  5. В каких случаях создают сеть рабочего (съемочного) обосно- вания способами: микротриангуляции, теодолитных ходов, геодезических засечек, профилей?
  6. Какими методами производится съемка подробностей при открытой разработке?
  7. В чем состоит маркшейдерское обслуживание буровзрывных работ?
  8. Какие существуют способы подсчета объемов горных работ?
  9. Какие существуют способы съемки откосов борта при дражной разработке?
  10. Как производится расчет устойчивости бортов карьера?
  11. Основные принципы календарного планирования горных работ.
  12. Основные факторы, определяющие разработку перспективных и текущих планов развития горных работ.
  13. Комплект горно-графической документации при планировании горных работ.
  14. Какие условные знаки и обозначения приняты на маркшейдерских планах?
  15. Какие планы называются основными и специального назначения?
  16. По плану горных выработок постройте их проекцию на вертикальную плоскость.
  17. Основные задачи маркшейдерской службы на горнодобывающих предприятиях.
  18. Права и обязанности главных и участковых маркшейдеров на предприятии.
  19. Основные факторы, определяющие разработку перспективных и текущих планов развития маркшейдерских работ.
  20. Основные элементы планограмм производства основных маркшейдерских работ (горизонтальные и вертикальные съемки).

8.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.2.1. Рекомендуемая литература

а) Основная:

  1. Маркшейдерия: Учебник. / Под ред. М.Е.Певзнера. М., МГГУ, 2003.
  2. Маркшейдерское дело: Учебник. В 2 ч. / Под ред. И.Н.Ушакова. М., 1989.
  3. Маркшейдерское дело: Учебник. /Под ред. Д.Н.Оглоблина. М., 1981.
  4. Маркшейдерские работы при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Учебное пособие./ Васильев А.А.. Издательство МГОУ, 2009.
  5. Инструкция по производству маркшейдерских работ. М., 2003.
  6. Справочник по маркшейдерскому делу. М., 1979.
  7. Условные обозначения для горной графической документации. М., 1981.
  8. Маркшейдерские работы при открытых разработках. Родионов Л.Е, Бугаец Е.А. Госгортехиздат, 1961.

б) Дополнительная:

  1. Справочник по маркшейдерскому делу. (под ред. Л.Н.Омельченко).4-е изд., перераб. и доп.- М.: Недра, 1979.
  2. Сборник руководящих материалов по охране недр при разработке месторождений полезных ископаемых. Госгортехнадэор СССР. М.:Недра, 1987.
  3. Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных выработок на угольных месторождениях. М.:Недра, 1981.
  4. Организация маркшейдерских работ на горных предприятиях. Стенин Н.И. М.: Недра, 1985.

в) Периодические издания (журналы):

  1. Маркшейдерия и недропользование
  2. Маркшейдерский вестник
  3. Горный журнал

г) Компъютерные программы:

  • Целесообразно применение следующих компьютерных учебных программ MS Word, Excel, Mikrostation, Autocad, Geomix, Surpak.

8.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для изучения дисциплины в зависимости от материально-технической базы вуза должны быть подготовлены помещения на основе следующих рекомендаций:

  • специализированные аудитории для чтения лекций и проведения практических занятий, оборудованные подвижной доской, проекционными установками, видеомагнитофонами и мониторами с большим экраном;
  • лабораторные помещения, оборудованные маркшейдерско-геодезическими приборами и инструментами, плакатами, иллюстрирующими разделы курса и др.;
  • аудитории для курсового проектирования, оборудованные рабочими местами; стендами с примерами выполнения проектов; плакатами, разъясняющими порядок проектирования, и обеспеченные справочными и конструкторскими материалами;
  • класс персональных компьютеров с программным обеспечением расчетов;
  • образовательный Интернет-портал кафедры «Маркшейдерское дело и геодезия» МГОУ : www.MarkscheiderGeo.ru.

Оперативная связь с преподавателями кафедры осуществляется через форму обратной связи сайта www.MarkscheiderGeo.ru

 

Добавлена система комментариев. Вы можете оставлять свои комментарии к статьям. Комментирование доступно без регистрации.


Информация

Система Orphus

Дисциплины

Почта (e-mail)

Логин:
?
Пароль:



Присоединяйтесь

MarkscheiderGeo.ru в Google+    MarkscheiderGeo.ru на Facebook

Здравая мысль

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон