Главная Карта сайта Обратная связь Закладки

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 9 гостей 
Главная Материалы по дисциплинам Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика Инженерно-геологическая графика. РП для специальности 130101 - Прикладная геология

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАФИКА

Рабочая программа
для студентов специальности
130101 - «Прикладная геология»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.С. Черномырдина

Кафедра «Маркшейдерское дело и геодезия»

Смирнов Л.А., Бирюков Г.Н.

1. Цели освоения дисциплины «Инженерно-геологическая графика».

Основной целью освоения дисциплины являются изучение обучающимися:

  1. Основных теоретических положений начертательной геометрии, включающих способы изображений пространственных форм на плоскости, способы, элементы проецирования, виды проекций, сущность эпюра Монжа, образования комплексного чертежа, способы задания на нем основных геометрических образов (точек, прямых, плоскости, кривых линий, поверхности, геометрических тел) общего и частного положений, методов определения натуральных величин их элементов способом преобразования комплексного чертежа, методов решения позиционных и метрических задач; основных теоретических положений построения изображений точек, прямых, плоскостей, линий, поверхностей, горно-геологических объектов на плоскости и на объемных наглядных графиках, включающие основы проекций с числовыми отметками, аксонометрических, аффинных, векторных проекций, а также понятий о стереографических проекциях.
  2. Основных положений по выполнению и оформлению горной графической документации, включающих способы, методы и приемы составления, вычерчивания и оформления проектных, маркшейдерско-геологических, производственно- технологических чертежей, правила построения картографических шрифтов, линий, расположения надписей, маркшейдерские условные знаки, условные обозначения горных пород и полезных ископаемых, стандартов на горную графическую документацию; практического освоения методов разработки проектной и конструкторской документации с использованием современных графических редакторов; а также приобретение обучающимися умений: выполнять технические чертежи, читать, пополнять, копировать и размножать горные чертежи в соответствии с требованиями стандартов; вычерчивание маркшейдерских планов и карт с применением средств компьютерной графики, методических основ графического решения инженерных задач, включающих методы решения геологических, горно-геометрических задач на принятой плоскости проекции, моделирования показателей недр поверхностями топографического порядка.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

  • 2.1. Учебная дисциплина относится к разделу базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла С.З.
  • 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предше¬ствующими дисциплинами:
    • иметь представление, что: горные чертежи имеют существенные отличия от других видов технических чертежей, в частности от машиностроительных; горные чертежи отличаются большим разнообразием, определяемым их назначением, видом изображаемого объекта, способом изображения, масштабом и т. д.;
    • уметь: анализировать состояние массива, разведочных и горных работ по технически грамотным чертежам;
    • владеть: инженер-геолог должен обладать развитым пространственным мышлением, так как многие объекты, по которым проводятся геологоразведочные работы, скрыты в недрах Земли.
  • 2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: Геометрия недр, Подземная разработка рудных и твердых полезных ископаемых, Разработка месторождений открытым способом, Маркшейдерские работы при разработке нефтяных и газовых месторождений, Маркшейдерские работы при строительстве подземных сооружений, а также дисциплины относящиеся к Прикладной геологии, и др.
  • 2.4. Указать связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией в виде государственного экзамена: связи нет.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-13.

    В результате освоения дисциплины обучающейся должен:
  • Знать: основные теоретические положения начертательной геометрии, включающие способы изображения пространственных форм на плоскости; об автоматизированном построении графических и графоаналитических моделей геологических, инженерно-геологических объектов и решения по ним графических задач; правила и основные положения по выполнению чертежей, которые изложены в государственных стандартах ЕСКД, «Горная графическая документация» и др. нормативных документах.
  • Уметь: задавать основные геометрические образы и решать различные позиционные и метрические задачи на эпюрах Монжа; решать задачи на взаимную принадлежность и пересечение геометрических фигур и поверхностей топографического порядка, а также работать с графической документацией и применять полученные знания в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности;
  • Владеть: пространственным мышлением, позволяющее на основе дискретной информации выполнять оценку формы залежей, элементов залегания в недрах и определять положение их в пространстве с широким использованием элементов начертательной геометрии, геометрии недр и маркшейдерско-топографического черчения.

4. Структура и содержание дисциплины.

Занятия по дисциплине «Инженерно-геологическая графика» проводятся на 1 курсе в объеме, показанном в нижеследующей таблице:

  Форма обучения
  Очная Очно-заочная Заочная
Курс/семестр     1/1
Аудиторные занятия      
В том числе:      
Лекции     4
Практические занятия     12
Семинары      
Лабораторные работы      
Консультации      
Самостоятельная работа (всего)     92
В том числе:      
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графические работы      
Реферат      
Контрольные работы     2
Вид промежуточной аттестации     Зачет
Общая трудоемкость, в час.     108
Общая трудоемкость, в ЗЕТ     3

4.1. Содержание учебной дисциплины.

4.1.1. Содержание разделов учебной дисциплины.


раздела
Наименование раздела учебной дисциплины
семестра
1 Введение. Предмет начертательной геометрии 1
2 Метод проекций 1
3 Способы преобразования ортогональных проекций 1
4 Образование и свойство комплексного чертежа 1
5 Аксонометрические проекции 1
6 Чертежи элементарных геометрических объектов. Метрические и позиционные задачи 1
7 Преобразование чертежа 1
8 Многогранные поверхности 1
9 Поверхности 1
10 Основные положения по выполнению горных чертежей 1
11 Проекции с числовыми отметками как один из основных методов в горном черчении 1
12 Чертежи открытых, подземных горных выработок, горно-строительные чертежи 1
13 Комплексность маркшейдерско-геологических чертежей 1

4.1.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы.

№ раздела Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего
учебной дисциплины Лк ЛР Пз СПС Всего контроля успеваемости
1-13 4   12 92 108 Зачет

4. 2. Примерная тематика курсовых работ.

Название курсовой работы общее для всех студентов «Изучение позиционных и метрических задач по изображению горно-геологических объектов». Различие определяется исходной информацией, которая определяется последними цифрами шифра студента.

5. Образовательные технологии.

В процессе преподавания дисциплины «Общая геология» для более успешного получения запланированных результатов используются следующие виды активизации познавательной деятельности студентов, сведённые в табл.

Методы и формыактивизации деятельности Виды учебной деятельности
Лк ПЗ СРС
Дискуссия X X  
IТ-методы   X X
Командная работа   X  
Индивидуальное обучение   X X

Дискуссии организуются преподавателем, как на лекциях, так и на практических занятиях по вопросам, имеющим альтернативные решения.

IT - методы применяются в виде презентаций лекционного материала и использования internet-ресурсов при самостоятельной работе студентов.

Командная работа осуществляется при выполнении практических занятий и обсуждении их результатов учебной группой, в том числе для получения ответов на поставленные вопросы.

6. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ и курсовых работ.

6.1. Формы контроля, тесты и контрольные вопросы для самопроверки.

    По дисциплине «Инженерно-геологическая графика» предусмотрены следующие виды контроля знаний студентов:
  • Оперативный контроль. Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. При этом могут использоваться контрольные вопросы для самопроверки (см. 6.2). Для закрепления пройденного материала студентам предлагаются тестовые задания, сопровождаемые решением.
  • Рубежный контроль. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-методическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме образовательной программы. Студентами по изученной литературе выполняются контрольные работы.
  • Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены один зачет.

6.2. Вопросы для самопроверки.

  1. Каковы задачи, содержание комплексной дисциплины «Инженерно-геологическая графика», ее связь с другими общеинженерными и специальными дисциплинами?
  2. Какова роль горной графической документации при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых?
  3. В чем заключается принцип центрального проецирования?
  4. Что называется проекцией точки?
  5. В чем особенности параллельного проецирования?
  6. В чем разница между косоугольным и прямоугольным проецированием?
  7. В чем особенности различных способов изображения?
  8. Какое основное свойство проекций точки?
  9. Какова сущность эпюра Монжа?
  10. Как узнать, на каком расстоянии от плоскостей проекций находится точка?
  11. Каково правило построения третьей проекции точки с использованием постоянной прямой чертежа?
  12. Какая плоскость называется фронтально проецирующей?
  13. Какими свойствами обладают проекции горизонтали?
  14. Как узнать, параллельны ли между собой прямые в пространстве?
  15. Какими способами задаются плоскости на комплексном чертеже?
  16. Как строится комплексный чертеж фронтально проецирующей плоскости?
  17. Как строится фронталь плоскости треугольника ABC?
  18. Как решается задача на пересечение двух плоскостей общего положения?
  19. Какие точки называются конкурирующими? Как ими пользоваться при определении видимости геометрических элементов?
  20. В каком случае прямой угол проецируется без искажения?
  21. В чем заключается сущность способов, применяющихся при определении натуральных размеров элементов геометрических образов?
  22. Что происходит с проекциями точки, если она вращается вокруг оси, перпендикулярной к горизонтальной плоскости?
  23. Как определить действительную величину отрезка прямой линии общего положения путем вращения отрезка вокруг оси, перпендикулярной к фронтальной плоскости проекции?
  24. Чему равно расстояние от новой проекции точки до новой оси проекций при перемене плоскостей проекций?
  25. Как определить действительные параметры и форму плоской фигуры способом перемены плоскостей проекций?
  26. Как построить горизонтальную проекцию окружности, описанной вокруг квадрата?
  27. В чем заключается способ образующей для построения недостающих проекций точек на поверхности конуса вращения?
  28. В чем заключается способ параллели?
  29. Как изобразится шар в прямоугольной изометрии при построении с сокращением по осям?
  30. Как образуется поверхность тора?
  31. Какие поверхности имеют точную развертку, а какие - приближенную?
  32. Какой формы бывают фигуры сечения цилиндра вращения?
  33. Какой формы бывают фигуры сечения конуса вращения?
  34. На чем основаны приемы построения разверток для не развертывающихся поверхностей - шара и тора?
  35. В чем заключается общий прием решения задач на пересечение поверхностей?
  36. В каком случае выполняются на чертежах линии разграничения?
  37. Что называется показателем искажения в прямоугольной аксонометрии?
  38. На какие два вида подразделяется прямоугольная аксонометрия?
  39. Как располагаются координатные оси в прямоугольной изометрии, в прямоугольной диметрии?
  40. Что называется горными чертежами и чем определяется их большое разнообразие?
  41. Какие отличия имеют горные чертежи от других видов технических чертежей?
  42. Какие требования предъявляются к графическим изображениям?
  43. Какие виды чертежей применяются в горной практике?
  44. Что такое масштабы чертежей, номенклатура планов и какие углы принимаются за ориентирные?
  45. Почему выполнение, оформление и ведение горной графической документации регламентируются ГОСТами?
  46. На какие виды подразделяются горно-графические документы, какова их комплектность?
  47. Каковы форматы горных чертежей и маркшейдерских планшетов. Есть ли различие между форматами?
  48. Каковы основные назначения линий и особенности их начертания?
  49. Каковы основные положения правил выполнения на горных чертежах надписей, таблиц, нанесения размеров и основных надписей?
  50. Какие картографические шрифты используются для надписей на горных чертежах?
  51. На основании чего определяется номенклатура планшета плана?
  52. Какие методы изображений используются, и каковы основные правила изображения элементов горных объектов установлены при выполнении горных чертежей?
  53. Какие условные графические обозначения для горной графической документации и каковы основные положения правил их выполнения?
  54. К какому виду проектирования относятся и в чем особенности проекции с числовыми отметками?
  55. Как изображался точка, прямая в проекции с числовыми отметками?
  56. Что такое высота сечения, заложение, уклон прямой и какова связь между ними?
  57. Какие способы применяются при градуировании (интерполировании) прямой?
  58. Как определить взаимное положение прямой с точкой, с другой прямой по их проекциям с числовыми отметками?
  59. Как изображают плоскость в проекции с числовыми отметками?
  60. Как определить элементы залегания плоскости по ее проекции с числовыми отметками?
  61. Как определить взаимное положение плоскости с точкой, прямой, с другой плоскостью по их проекциям с числовыми отметками?
  62. Какие бывают виды поверхностей и какие виды поверхностей топографического порядка выделяют?
  63. Как изображается топоповерхность в проекции с числовыми отметками?
  64. Какими свойствами обладают топоповерхность и ее горизонтали?
  65. Какие методы используются для построения горизонталей топоповерхности?
  66. Как определить взаимное положение топоповерхности с точкой, прямой, плоскостью, с другой поверхностью по их проекциям о числовыми отметками?
  67. Можно ли производить арифметические действия с топоповерхностями?
  68. Какие элементы горно-геологических объектов могут моделироваться точкой, прямой, плоскостью и поверхностями?
  69. Как определить точку пересечения двух горных выработок и истинный угол между ними по их пересекающимся проекциям с числовыми отметками?
  70. Как определить элементы залегания пастообразной залежи полезных ископаемых по ее графической модели в проекции с числовыми отметками?
  71. Как изображается геологическая складка в проекции с числовыми отметками и как определить проекцию шарнира складки, угол его наклона и истинный двухгранный угол складки по горизонталям ее крыльев?
  72. Как определить линию выхода пастообразной залежи полезных ископаемых на дневную поверхность?
  73. Какие геологические, горные и маркшейдерские задачи можно решать на основе проекций с числовыми отметками?
  74. Методы построения изображений горногеологических объектов и их элементов на объемных наглядных графиках.
  75. К какому виду проектирования относятся и в чем особенности аксонометрических проекций?
  76. Как определяются показатели искажения по аксонометрическим осям координат?
  77. В чем различие и сходство прямоугольных и косоугольных аксонометрических проекций?
  78. Чем характеризуются изометрические, двуметрические и триметрические аксонометрические проекции?
  79. Как построить блок-диаграмму горно-геологического объекта?
  80. К какому виду проектирования относятся и в чем особенности аффинных проекций?
  81. В чем различие ортогонального и косоугольного аффинного проектирования?
  82. Какими свойствами характеризуется аффинное соответствие?
  83. Как определяются аффинные координаты?
  84. Как построить наглядное изображение горных выработок при помощи аффинных преобразований?
  85. Каковы сущность, особенности, недостатки и преимущества векторных проекций?
  86. Какая плоскость проекции принимается за нулевую?
  87. Как определяются центр и ось подобия по векторной проекции плоскости?
  88. Как определить элементы залегания плоскости по ее векторной проекции?
  89. В какой последовательности ведется построение наглядного изображения горных выработок в векторной проекции?
  90. В чем особенность стереографических проекций?
  91. Для решения каких горно-геометрических задач целесообразней применять меридиональную или полярную стереографическую сетку?

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7.1. Основная литература:

  1. Лебедев К.М., Табаков В.М. Топографическое и маркшейдерское черчение. - М.: 1971.
  2. Букринский В.А. Геометрия недр. Учебник для Вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М: МГГУ. 2002.
  3. Горная графическая документация - ГОСТы. - М.: 1983.
  4. Условные обозначения для топографических планов масштабов: 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. -М: 1989.
  5. Бубенников А.В. Начертательная геометрия. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985.
  6. Ломоносов Г.Г., Арсентьев И.А., Гудкова И.А. и др. Горно-инженерная графика. -М.: «Недра», 1976.
  7. Условные обозначения для горной графической документации. Справочник. - М.: 1981.

7.2. Дополнительная литература:

  1. Королев Ю.К., Матвеев Ю.Г. Инженерная графика. Ч. I. Начертательная геометрия: Учебное пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998.
  2. Крылов Н.Н., Иконникова Г.С., Николаев B.Л., Васильев В.Е.: под ред. Крылова Н.Н.. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2001.
  3. Фролов С.А. Начертательная геометрия: Учебник для втузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983.
  4. Чекмарев А. А. Инженерная графика: Учеб. для немаш. спец. вузов. - 3-е изд. стер. - М.: Высшая школа, 2000.
  5. Котов И.И, Полозов В.С., Широкова Л.B. Алгоритмы машинной графики. - М.: Машиностроение, 1977.
  6. Тевлин A.M., Иванов Г.С., Нартова Л.Г. и др.; под ред. Тевлина A.M.. Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ): Учебник для инженерно-технических вузов - М.: Высшая школа, 1983.
  7. Посвянский А. Д. Краткий курс начертательной геометрии. Учебник для специальностей втузов, кроме строительных и архитектурных. - М.: Высшая школа, 1970.

7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

MS Word; Excel, AutoCad 2008, Solid Works 2008, Компас 3D v. 10, GeoNICS, GEMCOM Surpak. v. 6., Компас. Образовательный интернет-портал кафедры «Маркшейдерское дело и геодезия» МГОУ - www.MarkscheiderGeo.ru. МГОУ обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При чтении лекций, проведении практических занятий используется ноутбук в комплексе с проектором NZL. С этой целью на кафедре разработаны графические файлы по всем лекционным темам для демонстрации слайдов непосредственно в лекционной аудитории.

Скачать бесплатно рабочую программу в формате электронной книги (e-Book)(формат книги: exe; формат файла: zip; размер файла: 0,42 Мб):
Месторасположение  
  ifolder.ru Скачать
  depositfiles.com Скачать
 

Установите наш Яндекс.виджет и Вы всегда будете в курсе новых публикаций сайта «Маркшейдерское дело и геодезия». Яндекс.виджеты это коллекция дополнительных блоков, устанавливаемых пользователем на главную страницу Яндекса.

Читать полностью...

Информация

Система Orphus

Дисциплины

Почта (e-mail)

Логин:
?
Пароль:



Присоединяйтесь

MarkscheiderGeo.ru в Google+    MarkscheiderGeo.ru на Facebook

Здравая мысль

Думать — самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.
Генри Форд