Главная Карта сайта Обратная связь Закладки

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 16 гостей 
Главная Материалы по дисциплинам Геодезия Геодезия. РП для бакалавров 270800 - Строительство

ГЕОДЕЗИЯ

Рабочая программа
для студентов I курса по направлению подготовки бакалавров
270800 - «Строительство»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.С. Черномырдина

Кафедра «Маркшейдерское дело и геодезия»

Лопаткин С.М., Бирюков Г.Н.

1. Цели освоения дисциплины

Основной целью освоения дисциплины является изучение обучающимися:

  1. Основных теоретических положений о форме и размерах Земли, методов измерений линий и углов на поверхности земли, под землей. Определение абсолютных и относительных высот точек земной поверхности.
  2. Системы координат, применяемых в геодезии. Топографические карты, планы и профили. Масштабы. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов, решение задач по топографической карте.
  3. Методов геодезического обеспечения при выполнении строительства инженерных сооружений и их эксплуатации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

  • Иметь представление о всех разделах курса «Геодезия».
  • Знать связь геодезии с другими науками о Земле.
  • Уметь выполнять геодезические измерения горизонтальных и вертикальных углов, измерение расстояний геодезическими приборами; выполнять геометрическое нивелирование, нивелирование поверхности по квадратам, создавать съемочное геодезическое обоснование плановое и высотное; выполнять тахеометрическую и теодолитную съемку участков местности и геодезические разбивочные работы; выполнять вычислительную обработку результатов геодезических измерений.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Геодезия» входит в состав базовой части дисциплин математического, естественного и общетехнического циклов. Он изучается студентами МГОУ в течение 1-2 семестров на первом курсе.

Перед этим студент должен так же освоить дисциплины базовых частей математического и естественного цикла.

    Для освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими знаниями и умениями:
  1. Знать:
    • фундаментальные основы высшей математики, включая алгебру, геометрию, математический анализ, теорию математической обработки геодезических измерений и основы математической статистики;
    • основные физические явления, фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики.
  2. Уметь:
    • самостоятельно использовать математический аппарат, содержащийся в литературе по строительным наукам, расширять свои математические познания;
    • работать на персональном компьютере, пользоваться операционной системой и основными офисными приложениями;
    • применять полученные знания по физике и при изучении других дисциплин, выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах профессиональной деятельности;
    • распознавать элементы экосистемы на топопланах, профилях и разрезах, районировать территорию по экологическим условиям;
    • оценивать изменения окружающей среды под воздействием строительства.
  3. Владеть:
    • первичными навыками и основными методами решения математических задач из общеинженерных и специальных дисциплин профилизации;
    • методами практического использования современных компьютеров для обработки информации и основами численных методов решения инженерных задач;
    • графическими способами решения метрических задач пространственных объектов на чертежах, методами проецирования и изображения пространственных форм на плоскости проекции;
    • современной научной аппаратурой, навыками ведения физического эксперимента.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    Бакалавр по направлению подготовки 270800 - «Строительство» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
  • владением культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести ответственность за них (ОК-4);
  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
  • умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
  • владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11).

Общепрофессиональными компетенциями (ПК):

    общепрофессиональные:
  • использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
  • способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико- математический аппарат (ПК-2);
  • владением основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей (ПК-3);
  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);
  • владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);
  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-6);
  • владением одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК-7);
  • владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8);
  • знанием нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-9);
  • владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных программных пакетов (ПК-10);
  • способностью проводить предварительное технико- экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-11).
    В области производственно-технологической деятельности и организационно-управленческой деятельности:
  • способностью вести подготовку документации по менеджменту качества и типовыми методами контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности (ПК-12);
  • знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирования работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-13);
  • владением методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ПК-14);
  • способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденной форме (ПК-15).
    В области экспериментально-исследовательской деятельности:
  • знанием научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК-16);
  • способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок (ПК-17).
    В области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности:
  • владением методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения (ПК-18);
  • владением методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования (ПК-19);
  • способностью организовать профилактические осмотры и текущий ремонт, приемку и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию и инструкции по эксплуатации, ремонту оборудования (ПК-20).

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц - 72 часа.

Специальность 270800 - «Строительство».

    Форма обучения
  Очная Очно-
заочная
Заочная
Курс/семестр     1/2
Аудиторные занятия     12
В том числе:      
Лекции     4
Практические занятия     4
Семинары      
Лабораторные работы     4
Консультации      
Самостоятельная работа (всего):     60
Вид промежуточной аттестации     зачет
Общая трудоемкость:      
в час.     72
в зет     2

4.1. Содержание разделов учебной дисциплины


раздела
Форма обучения № семестра
Раздел 1. Общие сведения  
  Тема 1.1. Предмет и задачи геодезии, исторический обзор 1
  Тема 1.2. Понятие о фигуре и размерах Земли. Метод проекций. Схемы координат (Декартова прямоугольная, полярная, биполярная, географическая) и высот (Балтийская), применяемые в геодезии 1
  Тема 1.3. План и карта. Проекция Гаусса- Крюгера. Зональная система координат. Определение географических и прямоугольных координат по топографической карте. 1
Раздел 2. Ориентирование линий  
  Тема 2.1. Истинные азимуты, прямые и обратные, истинные румбы. Дирекционные углы, румбы. Сближение меридианов. Решение задач на ориентирование. 1
  Тема 2.2. Земной магнетизм. Магнитная буссоль, магнитный азимут, магнитный румб. Склонение магнитной стрелки. 1
Раздел 3. Топографические планы и карты  
  Тема 3.1. Масштабы. Виды масштабов (численный, линейный, поперечный). Определение расстояний по топографической карте с помощью графических масштабов. 1
  Тема 3.2. Классификация и назначение топографических карт и планов. Требования, предъявляемые к точности и содержанию. Разграфка и номенклатура листов топографических карт и планов. 1
  Тема 3.3. Решение задач на определение номенклатуры и координат границ листов то¬пографических карт. 1
Раздел 4. Топографические условные знаки  
  Тема 4. 1. Условные знаки элементов местности. Изучение условных знаков с использованием таблиц условных знаков масштабов 1: 10000, 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000, 1: 500. Чтение условных знаков по карте. 1
  Тема 4.2. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Способ горизонталей. Решение задач по топографической карте с помощью горизонталей. График заложений. 1
Раздел 5. Угловые и линейные измерения  
  Тема 5.1. Принципы измерения горизонтальных и вертикальных углов. Геометрические условия угломерных приборов. Узлы угломерных приборов. Горизонтальные и вертикальные круги. Уровни. Зрительные трубы. 1
  Тема 5.2. Устройство теодолита. Классификация теодолитов. Поверки и юстировки теодолита. Приведение теодолита в рабочее положение. 1
  Тема 5.3. Измерение горизонтальных углов. Способ приемов. Способ круговых приемов. Измерение вертикальных углов. Ведение журнала угловых измерений, обработка результатов измерений. Погрешности, возникающие при измерении углов. 1
  Тема 5.4. Линейные измерения. Мера длины. Закрепление точек местности. Способы измерений длин линий. Мерные приборы (мерные рулетки, нитяные дальномеры, лазерные дальномеры). Компарирование мерных приборов. Обработка материалов измерений. Оценка точности измерений. Вычисление поправок за компарирование, за наклон линии и за температуру. Оценка точности измерений. 1
  Тема 5.5. Нитяной дальномер. Измерение расстояний с помощью нитяного дальномера. Вычисление расстояний, измеренных с помощью нитяного дальномера. 1
Раздел 6. Нивелирование  
  Тема 6.1. Назначение и методы нивелирования. Способы геометрического нивелирования. Тригонометрическое нивелирование. Классификация и устройство нивелиров. Нивелирование с контактным уровнем. Нивелиры с компенсатором. Поверки и юстировки нивелиров. Приведение нивелира в рабочее положение. 1
  Тема 6.2. Нивелирные рейки. Поверки и испытания нивелирных реек. Изучение инструкции по нивелированию I, II, III, IV кл. Техническое нивелирование. Порядок работы на станции. Камеральная обработка журнала технического нивелирования 1
Раздел 7. Плановое и высотное обоснование крупномасштабных топографических съемок.  
  Тема 7.1. Проложение теодолитных ходов. Виды теодолитных ходов. Определение неприступного расстояния. Полевые работы. Уравнивание углов в теодолитных ходах. Прямая и обратная геодезические задачи. Уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода. Построение координатной сетки, составление плана теодолитного хода. 1
  Тема 7.2. Высотное обоснование топографических съемок. Высотный ход. Технические параметры, порядок работы на станции. Уравнивание превышений и вычисление отметок точек высотного хода. 1

4.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

№ раз-
дела учебной исциплины
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы теку-
щего ктнтроля успева-
емости
  Лк. Лр. Пз. СРС Всего  
Итого: 4 4 4 60 72 Зачет

4.3. Лабораторный практикум

Номер раздела учебной дисциплины Наименование лабораторных работ Всего часов
Раздел 5 Лабораторная работа №1
Устройство теодолита. Поверки и юстировки теодолита 4Т30П. Приведение теодолита в рабочее положение
2
Раздел 5 Лабораторная работа № 5
Измерение горизонтальных углов способом приемов теодолитом 4Т30П. Измерение вертикальных углов.
2
Итого:   4

5. Образовательные технологии

При реализации рабочей программы предусматривается использование в учебном процессе помимо лекций, активных форм обучения на лабораторных занятиях, заключающихся в изучении студентами классификации топографических карт и планов, требования предъявляемые к точности и содержанию карт, работе с геодезическими приборами для создания планового и высотного обоснования крупномасштабных съемок, и решения инженерно-геодезических задач.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  1. Понятие о фигуре и размерах Земли. Проекция Гаусса-Крюгера. Система координат Декартова прямоугольная, полярная, географическая. Балтийская система высот.
  2. Истинные азимуты и румбы. Прямые и обратные дирекционные углы. Магнитная буссоль, магнитный азимут, румб. Склонение магнитной стрелки.
  3. Виды масштабов (численный, линейный, поперечный). Разграфка и номенклатура листов топографических карт и планов. Топографические условные знаки. Чтение условных знаков по карте. Изображение рельефа на топографической карте. График заложений.
  4. Принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов теодолитом. Геометрические условия угломерных приборов. Классификация теодолитов. Поверки и юстировки теодолита.
  5. Линейные измерения. Мерные приборы. Оценка точности измерений. Компарирование мерных приборов. Нитяной дальномер, измерение расстояний.
  6. Назначение и методы нивелирования. Тригонометрическое нивелирование. Поверки и испытания нивелирных реек. Обработка журнала технического нивелирования. Уравнивание превышений и вычисление отметок точек высотного хода. Высотное обоснование топографических съемок. Высотный ход. Технические параметры, порядок работы на станции.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Литература, рекомендуемая при освоении дисциплины «Геодезия»

    Основная:
  1. Инженерная геодезия: 4-е, 7-е и 10-е изд. - Киселев М. И., Клюшин Е. Б., Михелев Д. Ш., Фельдман В Д./под ред. Д. Ш. Михелева. - М.: Академия, 2004 - 2010.
  2. Геодезия: Куштин И. Ф., Куштин В. И. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3. Основы инженерной геодезии: Учебник - 4-е изд. перераб. и доп., Фельдман В. Д., Михелев Д. Ш., - М.: Высшая школа, 2001.
    Дополнительная:
  1. Геодезия с основами геоинформатики:учеб. пособие для вузов., Скогорева Р. Н., -М.: Высшая школа, 1999.
  2. Закон РФ «О геодезии и картографии» № 09-ФЗ от 26. 12. 1995.
  3. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности. Хинкис Г. Л., Зайченко В. Л., - М.: Проспект, 2009.
  4. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. -М.: Недра, 1982.
  5. Инструкция по нивелированию I, II, III, IV классов. ГКИНП(ГНТА)-03-010-03. - М.: ЦНИИГАиК, 2009.
  6. Образовательный интернет-портал кафедры «Маркшейдерское дело и геодезия» МГОУ - www.MarkscheiderGeo.ru
  7. Таблицы условных знаков масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. М.: Недра, 1989.
  8. Таблицы условных знаков масштаба 1:10000. - М Недра, 1977.
  9. Практикум по геодезии: учеб. пособие для вузов / под ред. Г. Г. Поклад. , - М.: Академический проект, 2011.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Геодезии»:
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных плакатов;
  • комплект учебно-топографических карт.
    Технические средства обучения:
  • комплекты теодолитов 2Т30П, 4Т30П, Т-5, Т-2;
  • комплекты нивелиров ЗН, 4НЗК;
  • нивелирные рейки;
  • масштабные линейки;
  • геодезические транспортиры и тахеографы.
    Образовательный интернет-портал кафедры «Маркшейдерское дело и геодезия» МГОУ
  • www.MarkscheiderGeo.ru

Скачать бесплатно рабочую программу в формате электронной книги (e-Book)(формат книги: exe; формат файла: zip; размер файла: 0,42 Мб):
Месторасположение  
  ifolder.ru Скачать
  depositfiles.com Скачать
 

Добавлена система комментариев. Вы можете оставлять свои комментарии к статьям. Комментирование доступно без регистрации.


Информация

Система Orphus

Дисциплины

Почта (e-mail)

Логин:
?
Пароль:



Присоединяйтесь

MarkscheiderGeo.ru в Google+    MarkscheiderGeo.ru на Facebook

Здравая мысль

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Оноре де Бальзак